13 авг. 2014 г.

Мистер — Не мистер. Yuri Shulgin (Ethereal Sound, Ярославль — Москва)

Юрий Шульгин известен нашим меломанам в первую очередь по игре на бас-гитаре в группе Moscow Grooves Institute. Потом был его собственный проект Mistanomista, сменившийся к настоящему времени на более простой по названию Yuri Shulgin. В чём разница между этими двумя проектами, почему джаз является музыкой мира и о сознательном выборе Юра рассказал нам в обстоятельном интервью.


- Есть ощущение, что это какой-то отдельный мир, та музыка, что делаешь ты, Антон Зап, Вакула, Тео Пэрриш... Как бы ты её охарактеризовал? Для кого эта музыка?
- Ты назвал таких кардинально противоположных артистов! Тем более, меня в один ряд с ними ставить... Я бы никак не смог охарактеризовать эту музыку. Мне кажется, это просто индивидуальный взгляд каждого из нас на музыкальную историю, которая у каждого была своя. И не важно, играет кто-то на том или ином музыкальном инструменте. В принципе, насколько я зная, у всех нас инспирация прежде всего афро-американской музыкой, которая, на самом деле, имеет тоже невесёлую историю... Ведь в США долгое время существовало рабство, раздельное питание в ресторанах и барах...

- Если бы только раздельное питание! Много там чего было во времена сегрегации, а многое остаётся и по сей день. Но вот интересный момент, как вам-то удалось проникнуться этим? Почему для тебя именно эта субкультура оказалась стилеобразующей?
- У каждого свои частности. Я родился и вырос в Таджикистане, и первый раз, когда я взял гитару в руки и начал пытаться что-то учить, вокруг меня звучали восточные лады. Я не мог их анализировать, я не мог им дать музыковедческого определения. Лишь позже, когда я стал изучать музыку, я узнал, что существуют разные лады, и у каждого из них есть своя история. Мы помним: Лидия, Фригия, и так далее. Поэтому сейчас я понимаю, что на меня большое влияние оказали восточные лады. И потому, что это была гитара: мавры завоевали Испанию, в Испанию пришли восточные лады, фламенко имеет арабские корни, и гитара произошла от арабской лютни. Поэтому я считаю, что на меня больше всего оказало восточное влияние. Ну и в джазовой музыке, когда я стал слушать Майлза Девиса, там много было из Испании, что-то из России — я знаю, что Девис обожал русских композиторов. Тот же Чик Кориа — опять Испания, душа Испании, Пако де Люсия... Поэтому я вижу влияние в первую очередь восточно ориентированной музыки. А она, как следствие, оказала влияние на афро-американскую культуру, потому что одно дело, когда это была ещё музыка на плантациях, там простые формы, типа блюза, а когда пошла эра би-бопа, когда появился Чарли Паркер, Диззи Гилеспи, это были музыкально грамотные люди, высокотехничные музыканты. Они анализировали, слушали потрясающее количество музыки и привносили в импровизации свои фразы, лады, гармонические решения. И дальше джаз становится именно наукой, основанной на смешении различных культур. Практически все музыкальные знания, которые были в мире до этого, пришли в джаз, в афро-американскую музыкальную культуру. Я думаю, такой большой успех имели соул, фанк и так далее потому, что это был симбиоз. Как и сами США есть симбиоз мигрантов со всего мира.


- То есть, джазовая музыка для тебя это такой образец правильного содружества разных культур?
- Это не образец. Джазовая музыка это следствие, а причина — симбиоз всего прожитого, пережитого народами. История того же фламенко это, на самом деле, трагедия — мавры пришли, и не в бильярд учили испанцев играть. Это было насилие, это была трагедия на континенте. Практически за каждым музыкальным ладом стоят войны и не очень радостные события. Эволюция человечества сопровождалась большой кровью, и в музыке это обязательно находило отражение. Одни народы завоёвывали другие — одни лады перетекали в другие, и всё это такой ком человеческих эмоций, трагедий, из самых разных чувств.

- Музыка как способ пережить стресс, вызванный историческими переломами?
- Да-да. Можно сказать, что музыка — это один из бонусов, который нам дал Создатель, чтобы мы могли пережить своё несовершенство.

- Ты увлекаешься какими-то восточными мировоззренческими системами?
- Нет! Я восточными не увлекаюсь. То есть, у меня есть свой какой-то определённый взгляд...

- Ты можешь его озвучить? Это не тайна?
- Да нет, это не тайна. Мир для меня устроен великолепно. Моего понимания на данный момент не хватает даже чтобы понять и десятую долю того, как он устроен. Но вот что мне понятно. Сейчас специалисты НАСА нашли уже кучу планет, которые можно назвать братьями-близнецами Земли, но на них нет жизни. Физики работают с измерениями, но пока мы уникальны во Вселенной. Вот, например, передо мной стоит синтезатор, и я прекрасно понимаю, насколько это сложный продукт. Инженеры компании работали достаточно долго над созданием этого гибридного синтезатора — драм-машины. И для того чтобы это произошло, компания проделала большой путь. В связи с этим я немного по другому воспринимаю эволюцию. Эволюция компании Смита или Муга, безусловно, продолжается. Но сам по себе этот синтезатор возникнуть не мог. Огромное количество обстоятельств, людей и судеб сложились для того, чтобы это произошло. То же самое касательно нашей планеты и вообще всего того, что мы можем осязать и видеть.

- То есть, всё это продукт сознательного творения. Это-то понятно, но вот что из этого следует?
- А это уже следующий вопрос. У каждого своё мнение на этот счёт, своё понимание. Есть какие-то общепризнанные философские труды, писания. Они есть и в буддизме, и у иудеев, есть более древние цивилизации, и у всех разные взгляды на эти вещи. Но везде прослеживается след Творца. Мне кажется, можно и не читать трудов, а просто выйти, сделать глубокий вдох, выдох, посмотреть на звёздное небо и понять, что это просто невероятно, то что вокруг! Люди забывают об этом, увлекаясь своими повседневными проблемами, которые я называю «оплата счетов».

- У тебя есть какие-то маленькие хитрости, которые помогают отвлекаться от этой «оплаты счетов»? Что помогает?
- К сожалению, это моменты фрагментарные. Но у меня нет работы в офисе с 9 до 6. Это не говорит о том, что я не пригоден для такой работы, наоборот, такая работа это слишком «низко» для меня. Я занимаюсь музыкой с утра до вечера. Это тот путь, который я выбрал. Кто-то может аплодировать, кто-то может, наоборот, сочувствовать, смеяться. Но это путь музыканта, да любой творческой личности. Это путь на котором то пусто, то густо. В большинстве случаев, конечно, первое.

- «То пусто, то густо» как-то очень рифмуется с Mistanomista. Что это вообще такое? Это какой язык? Украинский? Английский?
- Ну это ты копнул очень глубоко. Когда я принял решение заняться сольным творчеством...


- Извини, давай сразу этот момент проясним! А чем такое решение было обусловлено?
- Это здоровое эго любого человека. Ты можешь работать на кого-то или с кем-то, так проходит время, ты можешь генерировать массу идей, но для собственного творчества так ничего можешь и не сделать. Это не хорошо и не плохо, потому что я знаю кучу музыкантов, которые берут в руки инструмент только потому, что в четверг в каком-то месте им заплатят 150 или 200 долларов за два часа работы. Они для этого 10-15 лет и учились играть. Это их жизненный выбор. Но в какой-то момент я понял, что это всё хорошо, но мне захотелось индивидуального творчества. Поворотным моментом для меня было начало промоутерской деятельности в 2004 году. Я стал покупать огромное количество пластинок, через меня стало проходить очень много музыки. И в какой-то момент я просто начал понимать, как эта музыка сделана. Кто-то является композитором и использует действительно инструменты, а кто-то является не композитором, а бит-мейкером, я очень зримо провёл для себя эту грань. Бит-мейкеры — это люди, которые семплируют. Половина представителей детройтской школы, и Мудиман, и Пэрриш прежде всего на начальном этапе занимались семплоделикой. Сейчас они активно привлекают музыкантов, сами пишут — это эволюция творчества, опять же. Я одним из первых в Ярославле купил семплер и в какой-то момент я стал получать больше удовольствия от индивидуального музицирования. А когда ты обращаешь внимание на себя, очень быстро появляется какой-то результат. Сразу же мне стали писать на soundcloud ребята: «Ой, как круто! А давай тут издадим, давай там издадим». Антон познакомил меня с итальянским лейблом Eclipse, который специализируется на техно, но как раз открывали саблейбл Black Sunshine для такой музыки, как у меня, вдохновлённой детройтом, нью-йорком — опять же, афроамериканским наследием. Первая пластинка собрала большое количество положительных отзывов, и вторая потом там же вышла. Её достаточно известные люди включали в свои чарты, Deetron Mike Huckaby были прям в восторге от неё. Но достаточно быстро я понял, что весь этот копипаст с сорокапяток в семплер не есть очень хороший путь для музыканта. Всё равно ты эксплуатируешь идеи, которые были до тебя. Какой смысл становиться десятым клоном Мудимана? Это как компьютерная игра: ты поиграл, посмотрел, и двигаемся дальше. А уже третья пластинка была действительно каким-то переосмыслением. Там было сыграно практически всё вживую. Я понял, что не хочу, чтобы к моим пластинкам было отношение как к диджей-стафу. То есть, их не должно быть много. Хотя, с другой стороны — всё диджей-стаф... Но у меня нет трепетного отношения к винилу. Для меня не имеет значения, как я покупаю музыку, а покупаю музыку я очень часто. Я считаю, что после того как отфильтруется эта первая волна, цифровой рынок будет иметь большое будущее. Я считаю, что у андеграундного рынка будущее за полным отсутствием дистрибуции, за маленькими независимыми лейблами, которые сами продают свою музыку. Есть iTunes, который позволяет людям продавать свою музыку практически напрямую. Дистрибуция подразумевает слишком много счетов...

Yuri shulgin_digital waves ( live ) by Yuri Shulgin on Mixcloud


- Ну раз заговорили о маркетинге, я вернусь к своему вопросу: что же это за слово Mistanomista?
- А! Это от английского mister, конечно! Mista – это довольно свободное обращение в гетто. «Чувак» не очень правильный аналог, но ничего другого на ум не приходит. Mister – довольно уважительное обращение, а я хотел показать, что ко мне можно без особого этикета, без рамок, без эфира, без цензуры. По-свойски, но не всё так, как есть на самом деле. В своё время в Нью-Йорке была потрясающая тусовка тёрнтаблистов, и один из её участников носил псевдоним Mistasinista, меня когда-то очень радовали его шоу-кейсы. Очень энергично всё делал. Я думаю, что это он вдохновил меня на Mistanomista. Я отказался потом от этого псевдонима. Под ним вышли только первые две пластинки. А с третьей пластинки, которая вышла у Запа, я подписываюсь как Yuri Shulgin. Потому что музыкально я уже ушёл от семплоделики в композиторскую сторону.

- Проанонсируй, пожалуйста, чего ждать от твоего выступления в Пропаганде?
- На данный момент есть в законченной форме и в голове, и в руках, и в синтезаторах лайв, и я думаю, что будет отчасти премьера новой концертной программы. Есть много новых вещей. В начале сентября выйдет новая пластинка на английском лейбле Modernista, она будет называться Acid Vertigo. Это очень ожидаемый мною релиз, потому что там будет много эйсид-хауса и множество синтезаторных импровизаций, что и будет отражено в большинстве случаев в лайве в Пропаганде. Это будет 100% acid-house influence. Вдохновлено прежде всего чикагской сценой.
- Ждём с нетерпением!

Комментариев нет:

Отправить комментарий