19 июн. 2014 г.

«В моей студии нет стула» Jeroen Search (Figure SPC, A&S, Holland)

Голландец Йерун Шрайферсхов известен всему техно-миру как Jeroen Search, тем кто постарше как DJ Groovehead, а особо продвинутым — как половина дуэта Counterpart. У Йеруна есть особенность, делающая его по-настоящему самобытным современным артистом. Если вы подумали про отсутствующий стул, то вы очень близки к истине, просто стул этот — уже следствие. А причина заключается в том, что Search записывает свои треки одной сессией, вживую, позволяя самому моменту стать непосредственным участником создания техно-музыки. И это значит, что во время работы Йерун не сидит, уткнувшись в монитор (монитора, как и вообще компьютера, у него в студии тоже нет), а танцует, выполняя манипуляции со своими железками.


У такого подхода есть две важные особенности. Первая — и наиболее заметная — заключается в том, что музыкант использует довольно ограниченное количество приборов одновременно, но при этом выжимает из них всё, на что они способны. Это прекрасный функциональный минимализм, который требует от артиста абсолютно точного владения инструментом и знания всех его возможностей. Собственно, не в этом ли и кроется суть самого техно, как искусства? Ведь техно никогда не брало полифонией, сложностью аранжировок или обилием нот — напротив, главное это выверенный баланс, чёткое ощущение формы волны, умение вовремя выключить и включить соответствующий генератор вибраций.


Но есть и другая особенность у live-подхода к записи музыки, и Йерун говорит о ней как о важной составляющей своего творчества. Это роль ошибки как соавтора произведения. Действительно, записывая конкретную сессию, мы должны быть готовы к тому, что различные случайности повлияют на конечный продукт, и эти случайности реально случились, они запечатлены на носителе, с ними нужно считаться. Пушкин называл случай мощным, мгновенным орудием Провидения; и не важно, формулирует ли это Jeroen Search для себя в подобном ключе, но факт остаётся фактом. Только совершенно уверенный в своём деле мастер может пригласить Случай для совместного творчества. Тогда мастер может ещё более открыто учиться у своих собственных произведений.


Такое отношение к собственным трекам приводит и к тому, что стирается грань между лайвом и диджей-сетом (хотя, в техно-музыке эта грань поначалу и не могла существовать — техно-треки не являлись самостоятельными произведениями, но были лишь паттернами, которые диджею необходимо накладывать друг на друга, изменяя эффектами, чтобы получить тот грув и такое его развитие, которого требует настоящий момент). Йерун сам не знает, сколько времени идёт тот или иной его трек — всё зависит от конкретного места и времени, где он этот трек играет. А играет он много и с удовольствием, и сеты его вызывают очень интересное впечатление. С одной стороны, ты слышишь старую школу, с другой — понимаешь, что это абсолютно современная музыка. Но главное — в сетах Jeroen Search сквозит стопроцентно мужская энергия. Да, это музыка для мальчиков.


О старой школе. Йерун начал играть в начале девяностых. В 1993 он познакомился к DJ Misjah, который помог ему оформить его первые музыкальные идеи. Одни из первых релизов легендарного теперь X-Trax – это треки Йеруна, тогда он выступал под псевдонимом DJ Groovehead. В 1996 он создаёт свой собственный лейбл Search, тогда он и меняет своё творческое имя. До 2000 года Search выпускает техно-музыку, но, к сожалению, время то безвозвратно прошло. Но не безрезультатно. Одним из самых почётных достижений Йерун считает выход почти подряд двух релизов на лейбле Джеффа Миллза Axis/6277 – один, New Reality, под собственным именем, а второй, The Martian Mystique, от проекта Counterpart.

Этот проект Jeroen Search сделал со своим другом Дими Ангелисом, с которым они познакомились в начале 2000-х где-то в голландских клубах. Дружба оказалась настолько продуктивной, что уже в 2006 они создают не только совместное live-шоу, но и собственный лейбл, который красиво носит инициалы друзей — A&S. Концепция проста и вкусна одновременно, как картошка фри, — ребятам надоело постоянно рассылать куда-то свои демо, а кроме того, хотелось поучаствовать в возрождении винила. Да, винил — это очень важно для диджея, считает Йерун. Возможность иметь физическое воплощение своих идей. Кроме того, он всегда будет с трепетом вспоминать то время, когда в пятницу вечером все приходили в музыкальный магазин и ждали, когда выставят новые пластинки. Это предвкушение не сравнится ни с чем.


Но главное заключается в том, что герою очередной вечеринки Warehouse в Пропаганде удалось обрести правильный баланс между работой, своей семьёй и музыкой (где музыка, конечно, остаётся на главенствующих позициях). Это привело к тому, что теперь Йерун может не тратить день за днём в студии, когда «душа не лежит». Гораздо лучше обрести всеми возможными способами правильное настроение и идти в студию только тогда, когда тебе действительно есть что сказать. Это, конечно, не позволяет печь треки как пирожки, но позволяет избежать в своей работе досадных, тупых ошибок, оставляя при этом место для ошибок творческих, тех самых случайностей, которых не поймаешь, сидя на стуле. В такой обстановке и происходит постепенная запись альбома Jeroen Search и Dimi Angélis, которого мы ждём с большим нетерпением (он обещает быть непохожим на всё, что делали ребята до сих пор), с не меньшим нетерпением мы ждём и выступления Йеруна в Пропаганде!

Комментариев нет:

Отправить комментарий