30 мая 2014 г.

Правильный обмен энергией — интервью с Борисом Романовым

Борис Романов — фигура крайне важная для московской клубной жизни. Получив стандартное московское музыкальное образование (классика в детстве — фарцовые пластинки с роком в годы учёбы — поле сплошных экспериментов в перестройку и далее), Борис открывает один из первых магазинов электронной музыки в Москве Only. А 16 лет назад начинает заниматься репертуарной политикой Пропаганды, что в результате вылилось, в частности, в субботние вечеринки Origin. Накануне 7-летия вечеринок Борис дал нам интервью из своего дома в чешских горах, где он живёт вместе с женой (тоже dj), собирает студию и занимается ци-гуном.


- Расскажи про Origin! Что для тебя значат эти вечеринки? Как собираетесь праздновать?

- Для меня Origin – это, можно сказать, кульминационная точка того, что можно было сделать в Пропаганде. Здесь, в принципе, нет никаких рамок. Всегда было интересно приглашать разных людей, и это можно было сделать в течение этих семи лет. Приезжали самые разные артисты, и их всегда достаточно адекватно воспринимали. Это очень радовало. Ну и наши ребята имели возможность показывать что-то интересное. Так что, думаю, это главная история для меня в Пропаганде. А на праздник мы пригласим такого ветерана из Штутгарта. Вернее, сам он живёт в Мюнхене, а вечеринка у него в известном штутгартском клубе Climax. Я думаю, что там-то, в Штутгарте, он точно лучший — очень маленький, но очень правильный клуб. И Chamelio 3000 устраивает там вечеринки Danse Avec Moi, на которых играет современный тек-хаус.

- Всего полгода назад был у тебя этот артист. Так понравился?

- Ну он мой, можно сказать, единомышленник. Его логично было пригласить на такое знаковое мероприятие. У нас с ним совпадает и видение, и по энергетике он человек очень похожий.

- А если не на уровне энергии, а на уровне смыслов, можно как-то выразить это совпадение?

- А что, «энергия» это не слово? (смеётся) Он один из ветеранов местной немецкой сцены и обладает очень широким музыкальным кругозором. Соответственно, он его и в своих сетах отражает. Это очень интересное небанальное видение дискотеки: нет ровного сета, постоянно всё меняется. То есть, человек не зациклен на какой-то одной идее, как бывают некоторые диджеи, которые поставят себе жёсткую цель: «Я играю минимал» или «Техно — это моё». Он взрослый уже человек, который может адекватно включить всё, что угодно. Его сеты всегда интересны. И главное, это грув, который поддерживает вечеринку, настроение и позитив. Наверное, можно сказать, что есть некая ирония в его сетах, потому что он и сам человек очень общительный и ироничный. С ним очень интересно и весело общаться. Я не знаю, какие ещё слова тебя интересуют, потому что я всегда теряюсь, когда меня спрашивают: «Почему ты его пригласил?» Потому что вот оказался человек на одной волне, почувствовал ты его и его музыку, и всё стало понятно.


- Ты давно вообще с ним знаком?

- На самом деле, я знаком с ним только с прошлого года. Нас познакомил тоже грек один (Кристос Парашидис aka Chamelio S — грек, родившийся уже в Германии, - ред.), и мы как-то сразу так сошлись с ним. Потом я у него на вечеринке был, вот он к нам приезжал в ноябре, и как-то эта вся история развивается дальше. Это касается любого дела: когда ты встречаешь человека, с которым ты чувствуешь, что у вас пересекаются ценности на всех уровнях — музыка, человечность и так далее, то с ним проще общаться, и это я и называю «сойтись». С таким человеком очень гармонично сотрудничать, у тебя нет с ним никаких «зажёвов» в отношениях. Открытость сердца.

- Как по-твоему, отличается ли публика, которая ходит на Origin, от публики, которая ходит в другие дни?

- Может быть, ей кажется, что она и отличается... Но я так думаю, что люди — они и в Африке люди. Естественно, тут очень многое зависит от места. Пропаганда за столько лет наработала такую энергетику, что когда приходишь туда, невольно встаёшь на какие-то рельсы. Я много раз слышал от людей слова: «Блин, что это за музыка? Я такую никогда не слышал! Это так круто!», хотя суть не в том, что это какая-то особенная музыка, а в том восприятии, которое у людей появляется в Пропаганде. Поэтому говорить нужно не о людях, а том фоне, который создан, и под который люди настраиваются непроизвольно. Если люди попали в это поле, им просто уже деваться некуда, наверное. И это очень радует, конечно. У каждого есть возможность в любой день представить то, что он хочет, и это всегда находит отклик. Поэтому я считаю, что нам всем с этим сейчас, конечно, очень повезло.


- И тем не менее, это же не просто везение. Это определённая работа, и ты, как никто другой, причастен к тому, чтобы так получилось! У тебя сформулированы какие-то принципы, которые позволили сделать так? Ведь Пропаганда - это такое «обыкновенное чудо». Она столько лет успешна просто потому, что ничего не испортили за это время. И, в принципе, это нормально. Только почему-то почти нигде больше не получается. Почему здесь получилось, как ты считаешь?

- Не знаю, может быть, потому, что в самой меньшей степени есть стремление следовать каким-то трендам? И в самой большей степени все, кто задействован в Пропаганде, имеют возможность следовать тому, что им конкретно близко, своему сердцу. Например, ты знаешь, что есть какой-то трек, который модный, который сейчас в чартах, что его нужно играть, но этот трек тебя лично не вставляет! И ты не играешь его! Играешь то, что тебе близко, но почему-то это не попало ни в какие чарты и так далее. Мне кажется, большинство людей, которые задействованы в Пропаганде, слагают общую энергетику за счёт того, что они делают то, что им нравится. И с гостями то же самое: все приглашали только тех, кто им нравится. Я всегда приглашал тех, кто мне нравился. О них ещё не знал никто, а я их пригласил. Потом они, спустя десятилетие, становились звёздами, но это уже прошедший этап для нас. Появляются новые интересные люди. То есть, происходит эволюция, которая не задействована на трендах, которая задействована на чём-то более основополагающем. И никто не мешает! Нужно отдать должное Кириллу Салдадзе, потому что он руководит так, что не мешает, то есть, он тоже на такой же волне, он делает то, что ему нравится, а не то, что считается модным или коммерчески выгодным.

- Говоря о моде и эволюции, у тебя есть какая-то характеристика того этапа музыкального развития, который мы наблюдаем сейчас?

- Мне кажется, что музыка развивается в двух направлениях. Во-первых, происходит модификация тех стилей, которые уже были когда-то созданы. Например, дабстеп во всевозможных своих ипостасях, который произошёл от драм-н-бейса и даба с техно. И так будет происходить всегда, потому что все эти стили тоже от чего-то произошли. Всё это каждый день претерпевает какие-то изменения, потому что человеку всегда хочется что-то изменить: всегда наступает момент, когда ты видишь, что то, что есть, тебе уже наскучило, и ты видишь пути, как это развить, это часто даже на подсознательном уровне происходит. Ведь развитие — это основа жизни, в том числе и человеческой. А второй путь — это развитие технологий создания и распространения музыки. И в этих двух параллельных направлениях музыка будет постоянно развиваться, независимо от того как это будут называть.


- Если говорить о технологиях, можешь ли ты назвать какую-то наиболее перспективную или наиболее характерную для нынешнего положения вещей в музыке?

- Технология сейчас складывается из нескольких моментов: секвенсер и «железки», то есть, синтезаторы, драм-машинки, аудио-интерфейсы, генераторы эффектов и т. д. Сейчас явно происходит ренессанс — все возвращаются к аналоговым машинам, необыкновенную популярность приобретают модульные синтезаторы. Нынешняя гонка за громким звуком, когда применяется нереальное количество компрессии, привела к такому жирному звуку, который мы слышим повсеместно. А такой жирный звук лучше всего дают именно аналоговые синтезаторы и без применения перегружающей компрессии, вот нынешние продюсеры и обратили снова на них своё внимание. Есть ещё момент, что нынешние синтезаторы стали другими по своей функциональности: они стали более управляемыми, у них появилось огромное количество возможностей, которые органично вплетаются в современную электронную музыку. И многие разработчики синтезаторов возобновили свою деятельность, почувствовав появившуюся вновь востребованность рынка, когда их люди просто стали просить возобновить производство синтезаторов. Вот, например, такой бренд как Oberheim, Том Оберхайм очутился на каком-то современном фестивале электронной музыки и увидел, как современные продюсеры, музыканты используют синтезаторы. И он выпустил опять свой легендарный одноголосый синтезатор, но уже отвечающий всем современным требованиям. И этот синтезатор сейчас пользуется огромным спросом, несмотря на то, что стоит совсем не маленькие деньги. Такой синтезатор, если его правильно настроить, вообще не потребует никакой компрессии в процессе создания музыки. Или, например, Дейв Смит сделал свой Prophet 12, многими, конечно, ругаемый, но это те, кто поверхностно смотрят, могут ругать, потому что это очень мощный аппарат. Я имел возможность лишь в течение получаса покрутить его ручки, но я увидел просто колоссальную панораму, где это может быть использовано, просто неограниченное поле возможностей. И мне кажется, что технология обязательно отойдёт от тенденции, что всё должно звучать громко. Мне кажется, что всё будет звучать громко, но без потери динамического диапазона, которая происходит сейчас, когда слушаешь трек, а там практически один треск лимитеров... Это уже такая волна, стена звука, которая заставляет тебя как вкопанного встать на танцполе! Она не раскачает тебя в груве, понимаешь? И мне кажется, использование всех этих синтезаторов, модульных и немодульных, драм-машин, которые тоже сейчас появляются в большом количестве, это даст новый импульс. Хотя, это дело, конечно, не очень простое для начинающих, но у них есть возможность начать с огромного количества плагинов, я знаю массу людей, которые до сих пор могут на лаптопе делать феноменальную музыку. Ну и сейчас появился великолепный инструментарий для мастеринга, когда даже очень dull-звучащий трек можно вытянуть очень серьёзно. Если там есть какая-то идея и сносный микширование, то мастеринг может поистине делать чудеса. Да и сами компьютеры сейчас в состоянии решать задачи, которые нам не снились ещё лет пять назад. Естественно, сейчас любой, кому не лень, может стать продюсером. Везде публикуются наборы семплов — ты можешь просто из семплов составить музыку, и всё, ты уже продюсер! В течение дня ты можешь сделать трек. И то, что мы сейчас видим, это феноменальное количество музыки, которую я даже не знаю, как назвать. Просто поток сознания, который мешает тебе добраться до истинных бриллиантов. Но я считаю, что в этом тоже есть какая-то своя правда, потому что ты слушаешь это, и можешь воспитать в себе реальное уважение к тем людям, которые действительно вкладывают очень много труда, чтобы создать что-то стоящее. Конечно, это видно, когда трек создан в течение одного-двух дней и когда человек парится по полгода, а может быть, и год, когда каждый звук выверен до микрона. Это всегда видно. Или когда человек наработал какие-то приёмы и постоянно их ротирует — это тоже видно. Наблюдать за этим интересно, это захватывающий процесс, надо только иметь возможность отдыхать от этого, чтобы мозги не сломались. Ну и стоит сказать о новом виниловом тренде. Я думаю, в нём есть какая-то своя истина, потому что многие лейблы переходят на то, чтобы выпускать музыку только на виниле, таким образом искусственно ограничивая себя от этого колоссального рынка посредственной музыки. Этот revival винила - тоже очень интересный этап эволюции электронной танцевальной музыки. Люди, которые относятся к музыке как к арту, пытаются это определённым образом позиционировать. Потому что у многих есть иллюзия, что музыка может принести лёгкие деньги, достаточно каждую неделю выпускать какой-то релиз, чем они и занимаются. Вот, на сегодня это основные моменты развития музыки, а что там будет дальше — нам остаётся только блаженно мечтать.


- А о чём мечтаешь?

- Будущее всегда неизвестно, а мечтать мы можем только об уже известном нам. Но я мечтаю всё это производство музыки самостоятельно освоить. Мы тут собирали студию несколько лет, вот наконец собрали и потихоньку осваиваем. Выстраиваем себе какой-то set-up, это очень интересно!

- Какое-то время назад твой образ жизни довольно сильно изменился, что, похоже, напрямую повлияло на бóльшую успешность твоей жизни. Можешь поделиться какими-то правилами, которые тобой были сформулированы?

- (смеётся) Я боюсь, это будет тема для отдельного большого разговора! Если говорить просто, то, наверное, нужно стараться, чтобы жизнь не слишком тебя заботила своими многочисленными проявлениями. Потому что очень легко забыть, для чего ты вообще живёшь: у тебя есть тело со своими потребностями, мозг, сердце, разум, и ты включён в социальную структуру, которая тебя ко многому обязывает. Человек запутывается, начинает преследовать цели, которые ему и не нужны, которые его только уничтожают и физически, и духовно. Конечно, есть выход - полностью убежать от этого, стать монахом, но я считаю, что это неправильно, это не жизнь, а какое-то существование в прозрачной клетке. А если у человека есть возможность осознать, что всё в нашем мире подчинено единой цели, что всё связано мельчайшими деталями, нитями, всё переплетено, если он начинает ухаживать за своим телом и за своими мыслями, тогда совсем другие стороны жизни открываются, появляются другие смыслы. Жизнь — это очень волшебное явление. Не знаю, самое простое для восприятия слово, как мне кажется, это «дзен». Если пытаться избавиться от влияния социума, от социальной зависимости, выработать видение жизни, очищенной максимально от этого всего, тогда человек увидит, что ему реально нужно. Тогда даже в самой обыденной жизни станет очень хорошо жить. Лично мне помогает китайская энергетическая гимнастика ци-гун, если ты достаточно настойчив и начинаешь под управлением правильного мастера, тогда тебе достаточно удаётся встать на эти рельсы. Конечно, тебя всё время пытается выбросить с этих рельс, но эта борьба за свою устойчивость тоже довольно захватывающая, это тоже часть истории. Так что, секреты довольно просты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий