17 дек. 2014 г.

Радости депривации

Albert van Abbe (No Comment, Netherlands)


Психологами давно изучена такая особенность человеческой психики: чем больше и интенсивнее раздражители, тем хуже организм на них реагирует, вплоть до полной «глухоты». И наоборот, очень тихий шёпот может быть воспринят громче яростного крика. У всех у нас есть механизм, который можно условно назвать автоматической принудительной депривацией. Как только количество раздражителей переступает за критическую отметку, мы безжалостно гасим их, сохраняя собственную целостность.

Современный человек находится под постоянным информационным прессингом. И это не только и не столько всевозможные новости и рекламные объявления. Это обилие человеческих лиц (и биополей) в городе. Это плотность расписания (которую чаще всего можно назвать неприглядным словом «суета»). Это выход на глобальный уровень существования и невыработанная к этому выходу способность правильно устанавливать связи и фильтровать действительно нужное. И, конечно, это всё увеличивающаяся компрессия, плотность коммерческого звука. Современные радио-хиты давно стали полем сражения не композиторов-мелодистов, а саунд-инженеров-нагнетателей жира.


Человеческое существо от всего этого защищается как может. Выключает каналы, обрубает связи, сводит впечатления к минимуму. Душа намеренно (хотя, может, для самого человека и бессознательно) накладывает различные ограничения, в которых имеет возможность продуктивно и полно (парадокс!) жить. Техно в этом смысле — вполне понятный и удобный набор ограничений.


Уроженец голландского Эйндховена Альберт ван Аббе является отличной иллюстрацией западной культурной депривации. Он никогда не стремился в высший пул артистов, обходил стороной слишком большие и коммерческие рейвы и сосредоточенно конструировал максимально инженерную, матричную музыку. Соорудил себе под неё лейбл с названием No Comment и все пластинки на этом лейбле называл просто номерами. Попутно со своим другом Полом ван Гентом собирал студию и концертный сет-ап. К слову сказать, выступать с различными арт-перформансами Альберт начал гораздо раньше, чем выпускать техно (2002 vs 2010), но в конечном итоге всё свелось именно к нему.


Депривативность творчества ван Аббе проявляется не только в музыке, но и в визуальном искусстве. Он живёт в мире монохромных фотографий и такого же арт-ворка. Вкупе с его внешностью образцового европейского клерка и той музыкой, которую он делает, всё это чётко вызывает ассоциации с одним из лучших фильмов Аронофски «Пи» (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что там главный герой был изрядно непричёсан, а саундтреком был драм-н-бейс — техно тогда не вышло ещё на те высоты, на которые вышло сейчас). Аронофски, как прекрасному стилисту, удалось довольно точно выразить в своём фильме вот эту идею намеренного ограничения. Чёрно-белое изображение, приоритет контакта с машиной над контактом с другими людьми, полная погружённость в мыслительную деятельность. И энергичная, безжалостная и мрачная музыка (ну, то есть, бескомпромиссная). Очень хочется надеяться, что в случае ван Аббе строгая и мощная музыка сможет вынести всех, и создателя, и слушателей, на некий новый конструктивный уровень взаимодействия с действительностью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий