Tweet
Эволюционная спираль клубной культуры совершила полный цикл. То, что в девяностых было местом проведения очень специального досуга очень специальных людей, в нулевых стало общим местом — в клубы ходили все, диджеи стали главными персонажами рекламных роликов, клубная музыка воцарилась на радио. А в десятых мы наблюдаем «откат» (в хорошем смысле этого слова). Происходит всё большая специализация заведений. В принципе, этот процесс характерен вообще для прогресса — то, что принято называть «разделением труда», на самом деле является объединением всё большего количества трудящихся, каждый из которых всё более точно «заточен» под конкретную функцию. Так и с клубами. Некоторые отказываются от танцполов, расширяя барные площади и музыкально всё больше уходя в золотое мелодическое наследие «оттепели». Другие, напротив, концентрируются именно на новом танцевальном опыте, начало которому было положено с изобретением персональных компьютеров и минималистскими изысканиями авангардных академических композиторов.
Клубной музыке больше не нужно искать компромисс между «хитовостью» и «танцевальностью». Те, кому нужны узнаваемые мелодии, устраивают вечеринку на даче при помощи приложений для планшетов. Те, кому нужны потрясения музыкальной эрудиции, идут в бары. На танцполе остались те, кто, по меткому выражению Сергея Курёхина, в танце исследуют пространство. Только молодость, только хардкор. В смысле, техно.
Можно по-разному относиться к идеологической составляющей современной клубной культуры, но нельзя не признать: современное техно полностью оформилось как жанр и собирает всё больше адептов. Музыка всё дальше уходит от тек-хауса, пытавшегося в себе совместить песни и танцы, и становится всё суше, темнее, абстрактнее и существеннее. Лакмусовой бумажкой здесь может стать даже не то, что происходит в Берлине (там, похоже, это безумие вообще никогда не прекращалось), а то, что происходит в лондонском «Фабрике». Послушайте записи последних полутора лет, и вы совершенно чётко увидите этот курс, направленный в заоблачные межзвёздные дали.
Герой очередного Warehouse в Пропаганде — просто образцово показательный пример современной музыкальной тенденции. И, кстати, не только музыкальной. Коренной англичанин, он поступает в Бристольский университет, во время учёбы знакомится вплотную с клубной культурой, начинает производить музыку сам — сначала под именами Furesshu и Esoteric — и после окончания универа уезжает жить в Берлин. Там уже отбрасывает прежние псевдонимы, становится Blue Hour, открывает одноимённый лейбл, выпускает исключительно виниловые пластинки, сначала синие, теперь прозрачные — красота и концептуальность! — и заводит теснейшую дружбу с Berghain и Ostgut Ton (не пропустите выходящий в мае микс Дейва Самнера Berghain 07 Funktion в виде wav-файла, никаких сиди, и двух двенадцатидюймовок).
На всякий случай. Blue Hour – это то, что по-русски называется совсем не так поэтично: режимное время. Это такой период в сумерках, после захода солнца или до его восхода (утром всегда дольше), когда освещённость неба сопоставима с освещённостью предметов. Из-за этого получается особо атмосферная картинка, фотоаппарат действительно всё обращает в голубые оттенки, вдобавок, по личным ощущениям, это самое тихое время в сутках, самое внутреннее, интимное. Его продолжительность зависит от географической широты и времени года, но в среднем длится около 30 минут. Сейчас вечерний blue hour знаменуется яркой Венерой — не пропустите это завораживающее зрелище.
Музыка Blue Hour это очень правильный «откат» к техно-идеологии девяностых. Три важнейших составляющих этой музыки: очень плотный хорошо просчитанный полиритмический (немного трайбловый) бит внизу, синтезаторные пады, составляющие в техно-треках музыкальную тему, ассоциирующиеся с прозрачно-синей небесной высью, наверху и мощные, энергичные отдельные выпады посередине. Это вполне можно понять, как постоянное противоречие между пульсирующим телом, принадлежащем земле, и тоскующей душой, стремящейся в небо. Человек же всегда находится между ними, пытаясь примирить их своими порой импульсивными толчками воли. Получается это далеко не у всех и не всегда, и музыка Blue Hour в том числе и про это. Это хорошая возможность получить в танце удовольствие от грусти, потому что, так уж выходит, у грусти гораздо больше градаций и оттенков, чем у радости.
И можно только порадоваться, когда такой, в принципе, более чем технократичный подход к музыке (отсутствие мелодии, зашкаливающий процент репетативности, лаконичность используемых средств) приводит к более точному выражению души. Именно в техно наиболее остро можно почувствовать, когда трек остался всего-лишь треком, а когда он стал мостиком между создателем и слушателем. Мостиком между душой и телом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий