Tweet
Если спросить, какой самый яркий отличительный признак поэзии, большинство не задумываясь ответит: рифма. Но мало кто обращает внимание, что слово «рифма» является старорусским вариантом прочтения слова rhythm, то есть, сейчас мы бы однозначно произнесли бы «ритм» (так же обрусевшее имя Фёдор в романо-германских вариантах является именем Теодор). Действительно, все древние произведения поэтического искусства (а древнее искусство изначально поэтическое — проза в искусстве появилась по историческим меркам совсем недавно) не имели чётко выраженных созвучий окончания строк, но были обязательно ритмизованы. Именно ритм, структура чередования ударов и пауз между ними, является матрицей любого произведения искусства.
И в этом смысле любая музыка, без сомнения, является поэзией. Вот только поэзия поэзии рознь. С одной стороны есть какая-нибудь пошлятина в диапазоне от розовощёкого надрыва Асадова до стыдливых похотливых частушек, с другой — всевозможная заумь, искусство ради искусства и откровенные пощёчины не только вкусу, но и здравому смыслу. Удержаться на тончайшей грани, оставаясь современным по языку и наполненным вечными душевными переживаниями по наполнению удаётся единицам. Кроме того, современная музыка проявила одну очень интересную возможность поэзии — комбинаторику. До этого такое было, пожалуй, только в технике patchwork, а после — в современном изобразительном и акционном искусстве (яркий пример Энди Уорхол). Да, речь идёт о диджеинге, создании нового произведения из элементов, которые уже сами являются чьими-то произведениями. И нужно признать, что поэтом в этой области стать если не сложнее, то уж точно не легче, чем в каком-либо ином.
Можно много рассуждать (и тема эта до сих пор не закрыта) об условиях, которые помогают родиться настоящей поэзии. Наверняка для этого нужно какое-то количество изначального ха(о/у)са - «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но однозначно, таланту необходимо вызреть, нужны комфортные и безопасные условия, которые будут способствовать проявлению тех заложенных в каждом из нас качеств, которые позволяют нам создавать новое прекрасное. И у Швейцарии здесь, безусловно, привилегированное положение. Поэтому искусство Швейцарии никогда не отличалось крайностями в какую-либо сторону — человеку, растущему в тепле и уюте, нет нужды кричать о чём-то на весь мир. Однако такой человек может добиваться непревзойдённого качества в том, чему он посвящает свою жизнь.
У Алекса Далласа, уроженца швейцарского Цюриха, героя очередного четверга Санчеса в Пропаганде, судьба диджея. И вне всякого сомнения, в этом искусстве он смог достичь высшей — поэтической — стадии. И это проявляется не только собственно в его сетах (хотя они, конечно, главное). Функции диджея тесно сопряжены со множеством других: от производства треков до пиара, артворка и менеджмента. И Алекс во всех этих областях доказал свою профессиональную и творческую состоятельность.
Начнём с производства треков. В начале 90-х это был проект Natural High Prod. Потом - в содружестве с Алексом Густафсоном проект Earthbound. Теперь — это The Lost Men, в который органично влился Бернд Кунц, известный всем поклонникам ню-джаза по проекту A Forest Mighty Black. Повторимся ещё раз. Алекс Даллас — в первую очередь диджей. И создание музыки для него — смежная область, которая помогает ему развиваться именно как диджею, ещё лучше чувствовать дыхание времени, запечатлевающееся в музыкальных гармониях, и быть более востребованным в самых разных уголках мира.
Производство треков подразумевает их реализацию. Здесь всё вообще шикарно. Начав с публикации своих произведений на прародителе ню-джаза, немецком лейбле Compost, довольно скоро Алекс создаёт швейцарское звуковое представительство ломаных ритмов, джазовых гармоний и неожиданных композиционных решений — лейбл Straight Ahead. Продукция этого лейбла всегда была на стыке разных видов искусств. Это был эксперимент, но очень «сытый» эксперимент, без экстремизма и эпатажа. Однако законы рынка взяли своё, и эксперимент вынужден был закончиться. Алекс нисколько не жалеет об этом, потому что получил крайне важный опыт, а кроме того совсем скоро он нашёл отличное компромиссное решение. И на помощь здесь пришёл всё тот же старый добрый (старый — уже в прямом смысле) Compost. Алекс взял на себя всю творческую часть лейбла: концепцию, арт-ворка, репертуар и график выхода релизов; а всю техническую сторону, то есть, распространение и продажу взял на себя Майкл Рейнбот сотоварищи в лице профессиональной команды «Компоста».
Так и родился на свет Drumpoet Community – определённо, больше, чем лейбл. Это действительно комьюнити, сообщество, объединяющее довольно разных артистов со схожими представлениями о красоте и поэзии. Если дальше развивать аналогию музыки с поэзией, то музыка Drumpoet Community – это современные серьёзные стихи, не «порошки» с «пирожками», выверенные, меланхоличные, очень личные и довольно суггестивные. Если же говорить просто музыкальным языком, то это европейское продолжение детройтского дела: более спокойное, утончённое и интеллигентное дип-хаус звучание с постоянными отсылками в джаз, хип-хоп и, конечно, соул. Ближайшим родственником DPC является немецкий Innervisions, который, кстати, тоже является порождением музыкального комьюнити — джаз-артели Jazzanova, выросшего на хлебах и дистрибуции всё того же дедушки Compost'а.
Но в очередной раз напомним, что Алекс Даллас — всё же в первую очередь диджей. А диджей немыслим без клуба. И Алекс имеет отношение ко всем значимым в этом профиле площадкам Цюриха. В 2002 (как раз после закрытия Straight Ahead) он открывает клуб Dachkanine на крыше заброшенного молокозавода. А в 2006 (вместе с запуском DPC) создаёт новый проект — камерный, почти «подпольный», клуб Zukunft («Будущее»). Это клуб для настоящих любителей музыки, где в 5 часов утра трек Ame вполне могла сменить песня в исполнении Пола Веллера. Где помимо диджей-сетов регулярно устраиваются живые концерты, перформансы и множество ещё чего. Где границы определяются творческим видением настоящего момента артистом, а не прописанной декларацией. Клуб Zukunft организован Алексом вместе с группой Kalabrese, другим ярким представителем современной швейцарской электронной музыки. И если музыку Kalabrese так и тянет назвать «подводной», то музыку DPC лучше назвать «стратосферной» - разница между ними потрясающая, позволяющая им не смешиваться, как маслу и уксусу.
Осталось представить остальных участников этого замечательного швейцарского drum-кружка. В руководство компанией входят Рон Шиллер и Тоби Фостер, известные миру как Soultourist. А издаются на нём и Fred Everything, и Kawabata, и прославившийся медленным битом John Daly. Наш Сергей Санчес тоже имеет отношение к Drumpoet Community – настоятельно рекомендуем к прослушиванию перед четвергом с Алексом Далласом послушать микс Сергея Masters Sketchbook Part One 2010 года выпуска, дающий достаточное представление о поэтических воззрениях и гостя, и хозяина очередного четверга в Пропаганде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий